МОСКВА, 13 фев - РИА Новости. Эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решетка, поднятые участниками российской экспедиции в 2006 году со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного парохода "Челюскин".
"Поднятые нами со дна Чукотского моря фрагменты были направлены на экспертизу в Копенгаген на фирму "Бурмейстер и Вейн", где в 1933 году был построен "Челюскин". Проведенная экспертиза подтвердила, что они являются оригинальными, что подтверждено соответствующим сертификатом", - сообщил во вторник РИА Новости ученый секретарь экспедиции "Челюскин-70" Иосиф Рабинович.
"Теперь мы можем твердо сказать, что "Челюскин" найден, и первые фрагменты займут достойное место в музеях", - добавил он.
Как сообщил в интервью РИА Новости Алексей Кошелев, один из двух водолазов, принимавших участие в подъеме фрагментов, нормально сохранившийся корпус "Челюскина" лежит на глубине 49,8 метра на ровном киле. Вместе с тем, по его словам, работать на глубине в условиях видимости не более полуметра и при температуре минус полтора градуса, было очень сложно даже при подсветке мощными лампами.
"Было страшно - случись что, в условиях такой низкой видимости нас даже не найдут, бесполезно. Мы с Александром Федоровым продвигались практически на ощупь. Примерно 20 минут находились на грунте, не считая времени всплытия и декомпрессии - корпус парохода виден фрагментарно только там, где был освещен прожекторами, вообще-то он примерно на три метра ушел в ил", - поделился впечатлениями Кошелев.
Как отметил, в свою очередь, начальник экспедиции Алексей Михайлов, следующая экспедиция к затонувшему "Челюскину" запланирована на август 2007 года.
"Мы снова пойдет к пароходу. У нас будет специальное оборудование для консервации поднятых фрагментов для их последующей передачи в музеи", - отметил он.
"Предстоит планомерная работа по добыче экспонатов для музея - хочется найти и поднять на поверхность штурвал "Челюскина", его судовой колокол (рынду), а также корабельную радиостанцию", - добавил ученый секретарь экспедиции "Челюскин-70" Иосиф Рабинович.
Предпринятая в 2004 году попытка обнаружить "Челюскин" была неудачной. На борту теплохода "Академик Лаврентьев", вышедшего из Анадыря 18 августа 2004 года, находилось 40 человек. Из них 22 - члены экипажа, включая судового врача. Остальные - ученые, представители научной общественности и государственных структур.
Цель экспедиции, приуроченной к юбилею знаменитой "челюскинской" эпопеи, - стало проведение подводных археологических работ, исследование останков затонувшего парохода и подводная видеосъемка. В экспедиции участвовало восемь профессиональных спортсменов, в том числе подводных археологов, имеющих большой опыт погружений в водах с отрицательной температурой. Среди них - руководитель экспедиции, директор Русского подводного музея Алексей Михайлов, член Совета Федерации от Приморского края Олег Кожемяко, полярные дайверы из России, Швеции, Сингапура.
Каждый из них дважды в день погружался на глубину при температуре воды минус 1°C. Находясь на глубине, исследователи также контролировали работу подводного телеуправляемого аппарата-робота TSL, разработанного Дальневосточным отделением РАН.
Изображения со сканеров TSL и с подводных видеокамер аквалангистов в режиме реального времени транслировались на экраны, установленные на корабле, однако "Челюскин" тогда так и не удалось обнаружить.
Экспедиция проходила при поддержке администрации Чукотского автономного округа, Академии наук РФ, главного штаба ВМФ РФ, Музея Арктики и Антарктики РФ и при участии Комиссии по делам молодежи, спорту, туризму Совета Федерации РФ.
"Челюскин" в 1933 году вышел в рейс с целью пройти из Мурманска во Владивосток по Северному морскому пути за одну навигацию. Начальником экспедиции в составе 111 человек был Отто Шмидт. В Беринговом проливе пароход был затерт льдами, а затем вынесен в Чукотское море и 13 февраля 1934 затонул, раздавленный льдами. Участники экспедиции высадились на лед, откуда были вывезены на материк советскими летчиками.